fr0005 (fr0005) wrote,
fr0005
fr0005

"Великий Восток" : до и после (Ремонтбюро)


Great Eastern в Нью Йорке, апрель 1860 года
Обратите внимание на смазанные фигуры. Чувствительность фотоматериалов тогда была очень низкой и даже при ярком дневном солнце выдержки составляли около секунды. Тем не менее - хорошо просматривают реалии того времени, да и корабль выглядит настоящим исполином. Просто представьте - ни в одном из портов мира тогда не видели корабля с такими высокими бортами. Как максимум в два раза ниже.


31 января 1858 года в Лондоне на воду, со второй попытки, было спущен самый большой корабль не только своего времени, но и всего XIX века "Great Eastern", сконструированный величайшим британским изобретателем Исамбардом Брюнелем.

Все в нем поражало воображение современников. Длина корабля составляла 211 метров, водоизмещение 32 000 тонн, высота борта у пустого корабля была как пятиэтажный дом, в движение он приводился винтом диаметром 7 метром и двумя гребными колесами диаметром почти 18 метров (с шестиэтажный дом). Предназначенный для сообщения с Австралией, он мог брыть на борт до 4000 пассажиров в каютах трех классов.

К сожалению, его карьера пассажирского судна была не очень долгой. Корабль был большой и удобный, но трудноуправляемый (из за чего эпизодически наскакивал на мели и попадал в другие неприятные истории) и по вместимости превосходил потребности тогдашних пассажироперевозок из Великобритании в США. В итоге, он был переобрудован в кабелеукладчик и использовался для прокладки телеграфных кабелей, соединивших Европу и Северную Америку.


Частичка внутреннего интерьера Great Eastern

Впрочем, история океанского великана середины позапрошлого века всем хорошо известна, но когда ее рассказывают, то упускают из поля зрения вопрос - а почему так были шокированы современники созданием Брюнеля ? И можно ли сравнить эффект от созерцания "Грейт Истерна" с впечатлениями от "Титаника" и "Олимпика", вышедших на океанские просторы через полвека после "Истерна" ?

Корабли компании "Уайт Стар", конечно же, были крупнейшими в мире, но они не так и превосходили предшественников. "Олимпик" был на 29 метров (13%) длиннее и имел на 4 000 тонн (7%) большее водоизмещение, чем его предшественник на "посту" самого большого пассажирского лайнера в мире "Мавритания", принадлежавшая компании Cunard Lines. Я к тому, что "Олимпик" с "Титаником" не были намного крупнее своих предшественников, а те не намного крупнее своих и вообще, рост пассажирских кораблей весь девятнадцатый и первую половину двадцатого века шел отнюдь не по экспоненте. Думаю, если бы не эпическая катастрофа "Титаника", никто бы его и не выделял в ряду "самых больших кораблей", название большинства которых асболютно ничего не скажут неспециалистам. А вот "Грейт Истерн" запомнился...

Суть в том, что он был крупнее предшественников не на несколько процентов, а в разы. И эффект от него был сродни появлению небоскреба в райцентре, где конечно могут быть девятиэтажки, но уж точно не здания высотой в 100 метров.

Так вот, чтобы понять, насколько Great Eastern опередил свое время просто опишу самый большой корабль, когда либо построенный ДО него. Это был почтово-пассажирский пароход Atrato, спущенный на воду в 1853 году в Бристоле.


Уильям Фредерик Митчелл (1845-1914), "RMS Atrato в океане"

"Атрато" был построен в соответствии с самыми последними достижениями в судостроении. Он имел крепкий стальной корпус, который как никакой другой подходил для работы на дальних океанских маршрутах (в течении своей относительно долгой карьеры почтового парохода, "Атрато" плавал и на линиях, соединявших Великобританию, Южную Америку, Австралию и Новую Зеландию).

Длина "Атрато" составляла 110 метров (почти в два раза меньше, чем у "Грейт Истерна"), водоизмещение 3 184 тонн (в 10 раз меньше, чем у сменщика). Повторю, Great Eastern на момент постройки был в два раза длинее и имел в 10 (на порядок) большее водоизмещение, чем у предшественника. Вот прямо сейчас крупнейшим пассажирским кораблем в мире является круизный лайнер Harmony of the Seas, отправляющийся в свое первое путешествие послезавтра. Его водоизмещение составляет 227 тысяч тонн, а длина 362 метра. То есть, за полтора века водоизмещение пассажирских лайнеров выросло в 7 раз, а длина "всего" на три четверти.

А тут за пять лет в 10 и 2 раза соответственно. Даже представить трудно как были шокированы свидетели его спуска на воду и зеваки в гавани Нью-Йорка куда он прибыл в апрельские дни 1860 года.



Эволюционное развитие пассажирских кораблей возобновилось в 1871, когда в Белфасте Harland & Wolf спустили на воду "Адриатику" , пассажирский корабль, задавший стандарты компоновки для трансокеанских лайнеров на следующий век. Он имел водоизмещение в 8 раз меньшее, чем у Great Eastern и был в полтора раза короче.  В последующие четверть века водоизмещение пассажирских лайнеров выросло на порядок, а длина в 2 раза.
.....................................................................................
Уже 12 лет московская компания "Ремонтбюро" занимается установкой систем отопления в домах и квартирах москвичей. Поверьте - если столько лет твои услуги востребованы, значит ты знаешь свое дело.

Tags: история, корабли
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments