fr0005 (fr0005) wrote,
fr0005
fr0005

О неплагиате: Спрингстин против "Грин Дей" !

История с песней Юрия Шевчука "Рожденный (рожденные) в СССР" вообще удивительная. В ее случае дело дошло до экспертизы ! Но обо всем по порядку.

В середине 1986 года в советской прессе (конкретно в очень популярном тогда журнале "Сельская молодежь") появляются первые материалы о дотоле тут совершенно неизвестном американском певце Брюсе Спрингстине, спустя год в той же "Сельской Молодежи", а также в "Московском комсомольце" сообщается, что он со своим "Бэндом Восточной улицы" самые популярные рокеры в США. Молодняк в то время все больше западал по металлу ("Металл Хаммер" зачитывался до дыр, несмотря на то, что там все было написано не по нашенски), но те кому надо, сигнал услышали. Как то поздно ночью, не то в 1988, не то в 1989 в программе "Взгляд" произошло важнейшее событие - народу показали клип Спринстина "Рожденный в США". Это была бомба. Вопрос появления российского ответа стал вопросом месяцев. Первую попытку сделала группа "Санкт-Петербург", записавшая в 1990 песню "Русские". В принципе, это была хорошая умная песня, однако музыка у нее была исключительно занудная. Группу ту недолгое время позиционировали , как "наш прорыв на запад", но ребята не потянули и ушли в небытие, уступив дорогу "Парку Горького". Впрочем, что те, что другие были исключительно пропагандистским проектом, насквозь лицемерным и не имевшим собственного стержня. Тут требовались другие рокеры. Настоящие.



И вот, в августе 1991 года на, внимание, металлическом концерте в Калининграде Юрий Шевчук поет песню "Рожденный в СССР". Я бы не назвал ее плагиатом на Спрингстина. Это скорее был парафраз. Шевчук явно переосмыслил текст Спрингстина и написал песню в СВОЕМ настроении, на свою мелодию. Общими у них были а.) название, б.) критическое настроение. Эмоционально это две совершенно разные песни, да и схожесть в мелодиях найти довольно сложно, если только несколько тактов в припеве не общие.


Ни в какой альбом "Рожденный в СССР" не вошла. Тогда. Но в середине 90х группу накрыл кратковременный творческий кризис и музыканты решили записать собственными силами (на своей не очень профессиональной студии) альбом из ранее исполняемых, но не выходивших песен. Важный момент, по воспоминаниям Вадима Курылева, все песни получили новые аранжировки. Это было связано с изменением творческого видения одних музыкантов и уходом других. Известно, что сам Шевчук во время подготовки альбома "Рожденный в СССР" в студии почти не появлялся. Спел под готовые фонограммы и перезаписал одну партию на гитаре. Таким образом, многие песни начала 90х зазвучали по другому.

Но между 1991 и 1997 годами в музыкальном мире произошло много интересных событий. Например, в США произошло возрождение панк-рока, наиболее популярной группой которого стала знаменитая Green Day, а 1 февраля 1994 года у нее вышел второй студийный альбом под названием Dockie. Известно, что Курылев был крайне впечатлен им, многократно переслушивал и в итоге, включил гитарные рифы из самой успешной песни альбома When I Come Around (6 место в хит-параде Billboard Airplay) в новую версию "Рожденный в СССР". Ну послушайте, как говорится, "одно лицо" :


Найдете 38 различий - с меня 1 ЖЖЖ.

Вернемся в 1991 год. Согласно показаниям свидетелей на том самом концерте присутствовал и небезизвестный акробат ртом Олег Газманов. Вот ни за что не поверю, что он уже тогда проникся идеей написать песню "по мотивам". В итоге, он написал ее тогда, когда на нее появился соцзаказ (этот исполнитель по другому не может. По его песням можно изучать историю изгибов государственной идеологии за последние четверть века), то есть, в 2006 году.

И вот тут Шевчук обиделся. Дальше цитирую википедию:

Юрий Шевчук обвинил Олега Газманова в плагиате. Речь шла о песне «Сделан в СССР»: «Так это же моя „Рождённый в СССР“. Украл песню. Мне сразу все так сказали». Директор по связям с общественностью «Газманов Продакшн» Павел Андреев отвёз песни обоих поэтов-песенников на экспертизу в Союз писателей Москвы и к ряду композиторов, чтобы те внимательным образом изучили два творения и вынесли свой вердикт относительно возможного плагиата.

Римма Казакова, первый секретарь Союза писателей Москвы: «Строчка „Мы почти все рождены в Советском Союзе“, это, что называется, близко лежит и является некоторым клише, которое могут использовать все без исключения граждане СССР. Тогда уж, извините, надо запретить поэтам пользоваться некоторыми расхожими рифмами и словами на том основании, что они уже были в чьих-то стихах. Нельзя рифмовать „кровь — любовь“, ибо это было у Пушкина, или „жди — дожди“ — это было у Симонова. И вообще: забудем слова „родина“, „свобода“, „счастье“ и так далее… Всё это было»…

Александр Флярковский, профессор Гнесинского училища: «Не нахожу плагиата. Обе песни написаны в стиле „рок“. Совпадение — музыкальное — в сопроводительной метроритмике и использовании систем ударных». Совпадают 4 ноты типовой мелодии.

Далее Павел Андреев звонил директору Шевчука Александру Тимошенко: «Я его спросил: „Вы отдаёте себе отчёт, что вы обвинили человека в воровстве?“. Ещё предложил, чтобы Олег и Юрий напрямую поговорили по телефону».

Газманов: «Я не хочу скандала, мне кажется, лучше все выяснить цивилизованным путём. Если Юрий Юлианович извинится передо мной на страницах „Комсомольской правды“, то конфликт будет исчерпан. Если же этого не последует, то мы будем решать дело согласно действующему на территории РФ законодательству».

Шевчук: «Телефона Газманова я не нашёл. Позвонил его директору, оставил свой номер и сказал: „Если твой певец чем-то недоволен, то пусть позвонит и мы решим этот вопрос в тёмном переулке“. Он так и не позвонил».

В итоге лидер «ДДТ» решил отозвать свой иск по поводу авторства песни «Сделан в СССР». Обращаясь к петербургским судьям, Шевчук обвинил Газманова в том, что он похитил у него песню и выдал её за свою. Но Газманов подал встречный иск, которым Юрий Юлианович был потрясён: «Я не буду опускаться до уровня Газманова и оспаривать очевидные вещи. Песня всё равно моя!»
.

Эпично, не правда ли ? Два аффтара выясняли, кто из них реальный автор песни, написанной "по мотивам". Более эпичным был бы только спор Брюса Спрингстина и Джо Армстронга.
Впрочем, мне песня Шевчука нравится. Она от души. А песня Газманова не более чем поэтизированный лозунг партии "Единая Россия" - "Никаких Перемен !".


Tags: путинская россия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments