fr0005 (fr0005) wrote,
fr0005
fr0005

Как выбиралась и выбирается профессия


Панорама Пензы. На переднем плане здание бывшего Пензенского Приборостроительного техникума - самого престижного во времена Советского Союза среднего специального учебного заведения в области.

Сложно сказать, когда люди в нашей стране начали зряче выбирать себе профессию, которой бы они были готовы посвятить если не всю жизнь, но значительную его часть. Лет 50-60 назад все было более или менее просто. Народ жил бедно, и значительная часть подростков заканчивал среднее образование и переходил в систему профессионального, где государство, зачастую, брало на себя содержание учащихся, тем легче было для всей семьи. Поэтому вопрос выбора профессии вставал очень рано, еще когда учащимся было лет 14. Напомню, что до начала 60-х годов среднее образование заканчивалось после 7-го класса, а дальше шли три года старшей школы, куда еще попасть надо было. Да и, мало того, она до конца 1950-х была платной. Мало того, и семилетка то стала обязательной далеко не сразу. Зачастую дети (даже не подростки) шли учиться профессиям после 4-го класса, а лет в 15-16 уже работали на заводе.

А дальше все просто - средние технические училища (ремесленные, технические, профессионально-технические - в разные годы они назывались по-разному) были "привязаны" к конкретным предприятиям, куда и отправлялись "трудовые резервы" сразу после окончания соответствующих заведений. Те же молодые люди и девушки, что после семилетки шли учиться в техникумы, формально, находились в более привилегированном положении, так как хоть и получали направление после 4-х лет обучения на работу в конкретное предприятие, тем не менее, имели возможность как-то влиять на этот выбор. Другое дело, что при наличии дефицита кадров на местных предприятиях, выпускников направляли именно туда и хорошо, если в городе/области профильных предприятий было много, но могло случиться, что только и одно. Но в любом случае, в подавляющем большинстве случаев выпускники техникумов получали работу по специальности.

С теми из школьников, кто решал после 7, а с начала 1960-х 8, классов остаться учиться дальше все было сложнее. Во-первых, государство долго не могло определиться с тем, давать им профессиональное образование в школе, а если давать, то в каком объеме? Если до начала 1960-х, как сказано выше, 10 лет школьной жизни делились в пропорции 4 - 3 - 3, то затем начались эксперименты не без оглядки на зарубежный, в первую очередь восточногерманский опыт. В итоге, несколько лет школьное образование было 12-летним. Старшими классами были с 9 по 12. Зато старшеклассники заканчивали школу с полноценным профессиональным образованием, аналогичным тому, что получили учащиеся технических училищ и могли сразу после школы, в случае непоступления в ВУЗ, идти работать на завод.

Но 12 лет оказалось слишком много, сделали 11, а затем сократили до 10, чисто по-советски превратив школьное профессиональное образование в пустую профанацию. Теперь выпускник школы мог или год отучиться в техническом училище или сразу пойти не пойми кем на завод. Наверное, подобное отношение должно было стимулировать старшеклассников к поступлению ВУЗы. Чем это закончилось расскажу в другой раз, а сейчас настоятельно советую прочитать весьма интересную статью про 5 стадий принятия взрослой жизни, выложенную на портале поиска работы ГородРабот.ру
Tags: adv, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments