fr0005 (fr0005) wrote,
fr0005
fr0005

Category:

Фокстрот вокруг часов или, как всегда, "Совы не те, кем кажутся"


Sonny Dae and His Knights - первая группа, записавшая "Рок вокруг часов".

99% любителей рок- и вообще, музыки, уверены, что первым в истории рок-н-роллом была песня "Рок вокруг часов" или, по другому, "Рок круглые сутки" (Rock around the Clock), записанная американским музыкантом Биллом Хейли и его группой the Comets в 1954 году. На самом деле, в этой фразе верно только то, что Билл Хейли на самом деле, в какой то момент времени,  записал эту песню. Все остальное довольно далеко от истины.


Начнем с того, что рок-н-роллом никакой музыкальный стиль в начале 1950-х не назывался. Это был танцевальный стиль, более спокойный и сдержанный, нежели не только свехпопулярный тогда джиттербег, но и куда более академичный джайв. Родился он еще в конце 1930-х и уже тогда множество американских исполнителей, в основном негритянских, начали писать песни с упоминанием рока в названии. Вроде композиции 1939 года - "Все о чем она думает это рок".



Во вторых, если говорить о современном рок-н-ролле, то специалисты уже давно решили, что первая полноценная рок-композиция это Rock the Point, записанная Джимми Престоном и его группой Jimmy Preston & His Prestonians аж в 1949 году.

Не забудем также замечательный стиль "jumping blues" и его икону - Вайнону Джонса, бывший очень популярным в конце 1940-х.



Сам Хейли прикасался к рок-н-роллу еще в июне 1951 года, когда записал свою версию песни Джейка Брентстона Rocket 88. С Бренстоном интересная история, вскоре его выгонит из собственной группы молодое негритянское дарование Айк Тёрнер, угу, будущий муж Тины и Джейку будет запрещено исполнять "Рокету". Но это совсем другая история.

В четвертых, даже когда "Рок вокруг часов" вышел на виниле, песня была обозвана фокстротом. Да и вообще, с ее записью все очень непросто.

Начать с того, что по сию пору неясно, кто был автором песни и когда она была написана. В Филадельфии был такой интересный персонаж - Мак Фридман. Долгое время он был ведущим на местных музыкальных радиостанциях, но затем открыл в себе талант продюссера, поэта-песенника и даже композитора. Свою первую песню он написал в 49 лет. Ему было 52 года, когда его песня - Sioux City Sue впервые попала в национальный хит-парад, заняв №16 в Billboard Country Music.

Предположительно в 1952 году он написал слова и музыку к "Року вокруг часов". Таким образом, автором композиции, ставшей иконой популярной, в первую очередь, среди молодежи, музыки, стал человек сугубо предпенсионного возраста. Весной 1953 года Фридман обращается к музыкальному издателю Джеймсу Майерсу с предложением издать песню, но то, почему, соглашается только на условиях, что будет указан, как соавтор (под псевдонимом псевдоним Джимми ДеНайт). Таким образом, ноты с песней были изданы 31 марта 1953 года. Хейли песня понравилась и он начал исполнять ее на своих концертах. Однако, записать ТОГДА ее не удалось, так как владелец лейбла Essex, с которым у Хейли был контракт находился с Майерсом в соре и отказался покупать права. Поэтому песня была записана на лейбле Decca Records вокальным квартетом Sonny Dae and His Knights. Сингл был издан 20 марта 1954 года, 12 апреля тоже самое сделал и Хейли, ушедший из Essex.

И тут его запись ждал всемирный успех ? Нет, все далеко не так просто. Владельцы Decca делали ставку на куда более патетическую песню "Тринадцать женщин и один мужчина в городе" (Thirteen Women), которая и была помещена на стороне А сингла, а на В был "Рок".



Песня зашла... но как то локально. По крайней мере, в Billboard Hot 100 она на ротировалась, хотя определенную известность и получила - радиостанции ее крутили по всей стране. Но без фанатизма. А потом вышел художественный фильм "Школьные джунгли" (Blackboard Jungle) - основоположник стиля "хороший учитель непонятно откуда в плохой школе". Нет, не так - "в охренеть какой плохой школе", начинающийся под музыку песни Хейли. Премьера фильма с Гленном Фордом и Сиднеем Пуатье состоялась в Нью-Йорке 20 марта 1955 года, а через пять дней начался национальный прокат. 26-го музыкант проснулся знаменитым. Фильм с бюджетом чуть за 1 миллион долларов, собрал более 8. По нынешним ценам и, учитывая рост населения США в последние 64 года, эта сумма примерно равна 150 миллионам. Столько, например, собрал в национальном прокате знаменитый "Ла Ла Ленд".

20 мая 1955 года сингл 1954 был переиздан, только на этот раз этикетки были переклеены и "Рок вокруг часов" очутился на стороне А, а "Тринадцать женщин" на стороне В. Сингл возглавил национальные хит-парады в ФРГ и Великобритании, а в США возглавил все национальные хит-парады (в то время Billboard вел раздельные чарты по результатам продаж в музыкальных магазинах (причем в обеих - по выручке и по числу продаж в штуках), трансляций по радио и прослушиваний на музыкальных автоматах)) и стал одним из величайших хитов в истории рок-музыки.

Остается вопрос - в чем же заслуга Хейли (и Фридмана) ? Два пункта:

1. "Рок вокруг часов" стал первым рок-произведением, написанным белым для белой аудитории
2. Билл Хейли сыграл громадную роль в популяризации локального музыкального стиля среди белых американцев. Без этого, про рок могли бы забыть через несколько лет.
Tags: день в истории, история, кино, музыка
Subscribe

Posts from This Journal “музыка” Tag

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment