fr0005 (fr0005) wrote,
fr0005
fr0005

Categories:

21 сентября 1940 года. Во Львове открыт Львовский театр оперы и балета.

21 сентября 1940 года во Львове произошло событие, как ни одно другое демонстрирующее "всю пагубность преступной оккупации сталинскими ордами мирных западноукраинских земель" - в городе вновь открылся Львовский Государственный Театр Оперы и Балета. Открылся он оперой Миколы Лысенка "Наталка Полтавка", первой оперой украинского автора, поставленной во Львове.



Львовский оперный театр в наши дни

История главного львовского театра и без преувеличения, символа Львова (ну по крайней мере, для туристов) начинается в 1892 году, когда закончилась лицензия на использование Старого театра (он же "Театр Станислава Скарбека", ныне Национальный академический украинский драматический театр имени Марии Заньковецкой , построен в 1833-42 годах), начались поиски места под строительство нового городского театра. В Политехническом обществе Львова проходила публичная дискуссия. Рассматривались участки на месте бывшего Низкого замка , площади Святого Духа (ныне площадь Подковы), площади Голуховских, парка Костюшко (ныне парк им. Ивана Франко) , площади Смольки (ныне Генерала Григоренко) , площади Галицкой , Губернаторских Валов (территория между улицами Винниченко и Подвальной). Каждая из идей упиралась в необходимость выкупа довольно дорогих участков, часто со сносом существующих сооружений, как например Дом Зиберта (ныне известный как отель «Вена»), Дворца Бесядецьких , Пороховой башни с гимназией или части оборонительных сооружений Бернардинского монастыря . При этом ценность памятников не принималась во внимание - характерная особенность градостроительных проектов того времени. Но недостаток средств сделал невозможным любой из вариантов.



1894 года город получил заем в 10 млн крон. Из этой суммы 700 тыс. планировалось потратить на строительство театра. Для этого в конце концов была избрана площадь Голуховских. Это в частности определялось и тем фактом, что участок полностью принадлежала городу. 12 июля 1895 года объявлен конкурс по довольно специфическими условиями - проект должен быть выполнен только «архитекторами польской и русской (под русскими, в то время в Австро-Венгрии понимали украинцев) национальности». Последний срок отправки проектов - 1 января 1896 года. Жюри состояло из 11 членов, среди которых, в частности президент города Эдмунд Мохнацкий и 6 архитекторов, выбранных городским советом. На конкурс поступило только 2 проекта, которые рассматривались без раскрытия авторства под условными «лозунгами». Первую премию присудили проекту Зигмунта Горголевского , хотя с серьезными оговорками по доработке. Поскольку Горголевский занимал должность директора Промышленной школы во Львове, чтобы избежать обвинений в злоупотреблении служебным положением, свой ​​проект он сначала послал в Лейпциг , откуда уже анонимно его переслали во Львов . Не желая принять поражение, соперник по конкурсу Ян Завейский , инициировал активную общественную дискуссию. По этому поводу состоялось два заседания Политехнического общества при участии Завейского и ведущих львовских архитекторов. Было принято решение модифицировать оба проекта и повторно рассмотреть. После модификации преимущество Горголевского было лишь подтверждено. После этого продолжалось внесения изменений в проект, которые однако хоть и были многочисленными, но в общем не изменили вид будущего театра. На улице Солнечной, 6 (нынешняя Кулиша) по проекту Горголевского совместно с Иваном Левинским было также запланировано строительство дома для хранения декораций. 1898 года для уточнения вопросов пластического декорирования фасадов скульптор Петр Герасимович изготовил гипсовую модель.



Строительство Театра

В начале строительства остро встал вопрос фундаментов. Из-за сложных геологических условий испытания грунта продолжалось долго. Мнение специалистов магистрата, которые предлагали строительство на ленточном фундаменте принципиально расходилась с позицией членов Политехнического общества, которое считало такой способ ненадежным и предлагало два альтернативных проекта фундаментов, что грозило поднятием стоимости строительства почти на 25%. Однако решение оставалось за магистратом и 5 июня 1897 года было начато земляные работы, а от 21 августа 1897 - бетонирование. Детальный проект фундамента и руководство бетонированием выполнил профессор Львовской Политехники Ян Богуцкий. 26 января 1898 года на заседании Политехнического общества он сделал доклад о ходе работ, где раз критиками был атакован сам замысел ленточного фундамента. Земляные, кладочные, каменотесные работы и бетонирование было поручено фирме Ивана Левинского , асфальтовую гидроизоляцию выполнило предприятие Станислава Лишкевича. металлические конструкции перекрытий изготовлены на вагонном заводе в Сяноке . Система вентиляции установила фирма Johannes Haas из Вены совместно с львовянином Владиславом Немекшею. Надзор за работами осуществлял лично Зигмунт Горголевский с участием выпускников краковской Промышленной школы, из которых дольше на стройплощадке работал Ян Новорита - в будущем известный архитектор Львова и Катовице . Все внутреннее убранство также выполнены по проекту Горголевского, но здесь руководителем работ был Марцелий Герасимович. Живописные и скульптурные работы поручено отдельно приглашенным художникам, в частности скульпторам Антонию Пепелю, Петр Войтович, Тадеуш Баронч, Тадеуш Висньовецькому, Юлиушу Белтовському, Юлиану Марковском.



Львовский Большой Городской театр в 1928 году, незадолго до закрытия.

Городской театр стал одним из главных сооружений Львова, построенных в конце периода, в истории архитектуры характеризуется как «историзм», или «эклектика». Стилистически сооружение относится к неоренессансу и необарокко. Присутствуют также элементы модерна. Применено большое количество форм обоих стилей и обильное скульптурное декорирование. Тщательно проработанны и декорированы все фасады, а не только главный, поскольку сооружение не входит ни в одну линейную застройку и имеет достаточно хороший круговой обзор. Здание на железобетонном фундаменте и каменном цоколе построена преимущественно из кирпича. В перекрытиях применены железобетонные конструкции. Занимает территорию размерами 45 × 95 м. Применены современные состоянию на 1900 -й год инженерные решения в коммуникациях, здание полностью электрифицирован фирмой Siemens & Halske.



Ария Янека из одноименной оперы Владислава Желенского.

Открылся театр для зрителя 4 октября 1900 г. премьерой лирико-драматической оперы «Янек» Владислава Желенского - о жизни карпатских горцев. Главную партию пел украинский тенор Александр Мишуга . В торжественном открытии приняли участие писатель Генрик Сенкевич , композитор Игнаций Ян Падеревский и делегации из разных европейских театров. Театр получил название Большого Городского театра. Репертуар включал оперы «Тангейзер», «Лоэнгрин» и «Кольцо Нибелунга» Рихарда Вагнера , «Травиата» , «Трубадур» Джузеппе Верди , «Кармен» Жоржа Бизе , «Лючия ди Ляммермур» Гаэтано Доницетти , «Фауст» Шарля Гуно , «Евгений Онегин » Петра Чайковского , «Борис Годунов» Модеста Мусоргского и другие. В 1921 была поставлена ​​первая балетный спектакль - «Лебединое озеро» Петра Чайковского.

В 1934 году театр был закрыт из-за финансовых трудностей. Когда после смерти Маршалла Пилсудского в Польше началась программа модернизации (создание Центрального Промышленного района, строительство Варшавского метро и так далее) никому и в голову не пришло возрождать театр. Этим через 5 лет занялись "оккупанты".

В декабре 1939 года с вхождением львовского воеводства в состав СССР Большой городской театр был переименован в Львовский государственный театр оперы и балета с подчинением его Министерству культуры Украины . Реорганизованы оркестр, хор, балетную труппу, среди солистов оперы появились новые имена - выпускники Киевской, Харьковской и Одесской консерваторий. Репертуар театра обогатился операми украинских композиторов - «Наталка Полтавка» Николая Лысенко и «Запорожец за Дунаем» Гулака-Артемовского . В течении тысяча девятьсот тридцать девятого - тысяча девятьсот сорок первого годов дирижером был коренной львовянин Марьян Альтенберг (вот так "убийцы из НКВД унижали украинский народ "), который до этого трудился дирижером Львовской филармонии и концертмейстером собственно Львовского Большого городского театра.



Вестибюль театра.

В военные годы театр продолжал работать, сезон 1941-42 был открыт оперой «Запорожец за Дунаем», позже относились оперы преимущественно итальянских и немецких композиторов. 13 - 14 марта 1943 года театр гастролировал в Дрогобыче . Об Альтенберге уже не вспоминали, тем более что гитлеровцы расстреляли его в Варшаве 29 мая 1943 года. Ему было 35 лет.

В послевоенные годы репертуар театра обогатился операми и балетами украинских композиторов - Николая Лысенко , Михаила Вериковского , Бориса Лятошинского , Анатолия Кос-Анатольского , Мирослава Скорика , а также произведениями русских композиторов - Петра Чайковского , Николая Римского-Корсакова и других.

В столетие со дня рождения Ивана Франко ( 1956 г.) театру присвоено его имя. В 1961 театр получил статус Академического.

В конце 70-х годов театр закрылся на реставрацию. В нем были укреплены фундаменты, перепланирована подвальные помещения. Осуществлена ​​реконструкция сценических механизмов, что позволило установить на сцене 4 плунжера для сооружения декораций на разных уровнях. В нишах фойе были установлены бюст Т. Шевченко, И. Франко, А. Мицкевича, А. Пушкина, а в нишах зеркального зала - М. Лысенко , С. Гулака-Артемовского , М. Глинки, П. Чайковского, выполненные скульпторами Е. Мысько , Я. Чайкой , И. Садовским, О. Пылева. Обновленный театр открылся в 1984 году

По материалам украинской Википедии.



Tags: день, история, украина
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments