fr0005 (fr0005) wrote,
fr0005
fr0005

Тангейзер

Думаю, все уже слышали о скандале в Новосибирске, где епархия подала в суд на режиссера местного оперного театра Тимофея Кулябина за его версию оперы Рихарда Вагнера "Тангейзер", обвинив последнего в надругательстве над христианскими символами и оскорблении чувств верующих. На самом деле, я не считаю, что чувства верующих могут быть поводом для судебных разбирательств, но тем не менее сама эта история непроста. На самом деле Кулябин выступил в роли эдакого гоблина от оперной музыки, грубо говоря, простебался над очень интересным произведением любимого композитора Адольфа Гитлера.

Вряд ли большинство читателей, когда либо слышали об этой опере, написанной Вагнером в 1842-45 годах, поэтому включите пока увертюру (по мне, это как правило, самое интересное в операх) и послушайте что я расскажу





Как и в своих других операх, в "Тангейзере" Вагнер сделал главными действующими лицами персонажей до некоторой степени легендарных, но вполне реальных: знаменитых странствующих певцов-миннезингеров конца 12го-начала 13го веков Вольфрама фон Эшенбаха и Вальтера фон дер Фогельвельде, графа тюрингского Германа Первого, а также собственно Таннгейзера, еще одного миннизингера - выдуманного персонажа.

Жили эти персонажи во времена, когда восток Германии, Поморье и Прибалтика стали ареной "Северных Крестовых походов" или Drang nach Osten. В эти годы немцы двинулись на восток, в малоизученные места, покинув христианский мир и погрузившись в языческий мир полабских славян и многочисленных литовских племен. Все это привело к определенному ренесансу языческих идей самих германцев.

И вот этот самый Таннгейзер каким то непонятным образом (см. Одиссей) познакомился с языческой богиней Венерой был забран ей живым на небеса поселился у нее в гроте с целью предания с нею различным плотским утехам. Судя по всему, тормозов там не было, но на каком то этапе Тангейзеру захотелось домой (сразу вспоминается анекдот про "15 минут еще не прошло" и история про то как лет 10 назад где то в Сибири жительницы женской общаги поймали молодого прохожего и, приковав его к постели, в течении пары недель реализовывали с ним все свои небогатые сексуальные фантазии), типа времена года на своей шкуре почувствовать, по грибочки сходить. Венера (как богиня, напрочь лишенная способности к рефлексии) отпустила Тангейзера до дому, до хаты.


Новосибирский Государственный Академический Театр оперы и балета
Обратите внимание на его архитектуру. Несомненно, она идеально подходит для постановок опер Вагнера.

И вот стоит указанный персонаж в чистом поле, а мимо движется колонна миннезингеров прямо в замок к Германну Первому на певческий конкурс. Посоны были на Тангейзера слегка обижены за то, что он срулил к Венере, оставив их в ужасных условиях средневекового германского фронтира, но народ легкий был, типа наших рокеров и взяли они Тангейзера с собой на Евровидение. А там еще одна подоплека была - Тангейзер был в племянницу Германа Елизавету влюблен и проведя не один месяц с Венерой понимал, что чувства у него к ней (племяннице) отнюдь не платонические , а чисто конкретные и даже небритые ноги, подмышки, нечищенные зубы, отсутствие прокладок и постоянный запах пота его страсть ни в коей мере не погасят.

Ну вообщем, начинается конкурс. Вольфрам грузит зрителей чем то о чистой платонической любви, народ беснуется в восторге и тут выходит Тангейзер и опускает всех с небес на землю, объяснив, что любовь, народ, "это не вздохи на скамейке и не прогулки под луной", а чисто конкретный набор акробатических поз, которым его научила Венера. То есть, любить можно и без помещения объекта любви в те или иные позиции, но недолго, только чтобы нежными словами убаюкивать объект страсти во время предварительных ласк.


Джон Кольер, "Грот Венеры"
Картина написана по мотивам оперы.

Народ настолько революционную теорию как то сходу не принял, Тангейзеру набили морду, а Елизавета реально обиделась. Как известно, женщины любят ушами и прежде чем перейти к перечислению антропологических подробностей процесса деторождения, им все же хочется услышать что то ласковое. Ну как в том анекдоте - "А поцеловать ?". Елизавета все таки заступилась за Тангейзера, когда не в меру распалившегося рокера решили тупо замочить. Девушка была в столь расстроенных чувствах, что её единственным аргументом стало обращение к историческому опыту Иису Христа, который тоже заступался за грешников. В мире, в котором первые германские поселенцы страдали от ауры язычества еще недогеноцидованных лужицких сорбов, воспоминание о чем то близком и родном, оставленном ихними папами и мамами на уютных берегах Мозеля, Рейна и Шабли сработало чисто позитивно и народ решил отправить Тангейзера в Рим, каяться. Ну прямо к папе.

И вот этом и была трагедия молодого германского рок-музыканта. Жил бы он во Франции, его бы привели в какой нибудь крупный собор и заставили бы спокойно ползать на коленях по специальным лабиринтам, читая молитвы. Годик бы полазил и домой, свататься к Елизавете (которая, кстати, его любила и молча дала понять Вольфраму, что замуж за него не пойдет). Но Тюрингия, где происходит действие оперы, место было жутко диким. Немцы туда пришли совсем недавно и специализированных соборов там еще не было. Так что Тангейзер отправился в Рим пешком. Строго на юг.


Вольфрам фон Эшенбах
Почти прижизненный портрет (всего через 200 лет после смерти). Он, кстати, не только бродячим певцом был, но одним из первых германских писателей-романистов. От него осталось два полноценных романа и еще один в отрывках. А ведь наверняка и на Руси романисты были, но ...

Финал просто жесть. Елизавета ждет пилигримов, вот появляется их процессия, но Тангейзера там нет. Елизавета обращается к Богоматери, чтобы та дала ей прям щас умереть, чтобы встретиться с Богом и попросить для Тангейзера прощения. Умирает. Тут бабац ! Тангейзер ! Весь рваный и помятый. Ну слегка отстал от процессии паломников. Где Елизавета ?, спрашивает он Вольфрама, но тот не решаясь, сказать, что Джульетта уже приняла яд Лисбет умерла, героически пытается срулить с темы, распрашивая Тангайзера о подробностях турне. Выясняется, что папа рокера не простил, заявив, что секс с языческой богиней это настолько адЪский грех, что его можно простить только если его (папы) посох покроется цветами.

Ну так где Лиза ?, спрашивает Тангейзер , на что Вольфрам объясняет, что амба Лизе. К Богу ушла, за тобой, сволочь. Тут бабабац - Венера объявилась , дескать, устала одна от тяжелой бабьей доли. Тангейзер думает-думает и умирает, отправляясь на встречу со своей любимой женщине. Кстати, Венера дожидаться, пока бывший любовник помре, не стала и отправилась к себе в грот.

Кстати, потом оказалось, что папский посох расцвел.

В общем, красивая древняя легенда. Просто до слез какая трогательная.

И знаете, во что ее превратили в "русском Чикаго" ? Короче. Тангейзер - режиссер порнофильмов, который снял взрослое видео о Христе, но его собратья по ремеслу почему то не достаточно высоко оценили творение мастера.

У меня нет слов. Я конечно против церковного мракобесия, но пределы тоже должны быть. Не надо превращать одну из сильнейших опер Вагнера в гоблиновскую "Братву и кольцо". А если превратили, то не дело показывать ее в самом статусном театре России к востоку от Москвы. Поставил бы в каком нибудь московском ночном клубе и харе.

Tags: новости, опера
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments